Эмпайр Стейт Билдинг (Empire State Building)
(Пятое авеню, 350) Архитекторы: Шрив, Лэмб и Хармон (Shreve, Lamb & Harmon) Строительство завершено в 1931 году.
| ||||||||||||||||||||||||
|
Эмпайр Стейт Билдинг - это небоскрёб-легенда, здание, с которым неизбежно будут сравниваться другие небоскрёбы. Его силуэт с широким 197 на 425 футов (60,05 x 129,54 м) основанием, низкими массивными уступами, свободностоящей башней и романтическим крылатым шпилем, узнаваем на тысячах разнообразных сувенирах от ластиков до брелоков-термометров. Здание является фундаментальным примером небоскрёба как «короны города», основного, доминирующего городского строения, традиции, идущей ещё со времён готических соборов средневековья. Основной элемент оформления вестибюля – мраморная панель с алюминиевым рельефом, изображающим Эмпайр Стейт Билдинг и солнце, сияющее позади его вершины. Но как пишет историк архитектуры Кэрол Уиллис (Carol Willis) в своей книге «Форма следует за финансами», нынешний облик здания стал в большей степени результатом экономических расчётов, нежели художественным итогом использования архитектурного дизайна. Главный конструктор Уильям Лэмб, кратко суммировал план строительства: «Программа была достаточно коротка – фиксированный бюджет, не более 28 футов (8,53 м) пространства от окна до коридора, как можно больше этажей такого пространства, внешняя облицовка известняком, и дата завершения – 1 мая 1931 года, что означало год и шесть месяцев с начала набросков». Конфигурация основания, уступов и «ствола» здания была в большой степени определена расположением лифтов в его центре, а также расположением пространства этажей таким образом, чтобы ни один офис не был шире 28 футов, дабы обеспечить желаемый уровень естественного освещения. Вновь Лэмб представляет концепцию здания с восхитительной ясностью: «Логика плана очень проста. Определённое количество места в центре, расположенное компактно настолько, насколько это, возможно, вмещает вертикальное «кровообращение» здания, туалеты, шахты лифтов и коридоры. Окружающее всё это и есть периметр офисного пространства глубиной 28 футов. Размеры этажей уменьшаются с высотой по мере уменьшения количества лифтов... Четыре группы высотных лифтов расположены в центре здания, а группы малоэтажных сдвинуты к восточной и западной его сторонам. Эти отступы вдоль длинной оси площади, занимаемой зданием, позволяют небоскрёбу иметь «ствол» квадратного сечения. И в итоге вместо предписываемой зональным кодексом башни с рядом ступенчатых уступов, здание становится практически ровной башней, возвышающейся из массивного пятиэтажного основания». На месте, где планировалось возведение Эмпайр Стейт Билдинг, был расположен отель Уолдорф-Астория (Waldorf - Astoria), состоящий из двух зданий, соединённых широким холлом, Waldorf Hotel (1893) и Astoria Hotel (1897). Оба здания были построены архитектором Генри Дж. Харденбергом (Henry J. Hardenbergh) и принадлежали семейству Эстор. Отель решено было перенести в новое здание, возводимое на Парк авеню. Снос старого отеля начался в ноябре 1929 года, с площадки было вывезено 16 тысяч грузовиков обломков. Фундамент нового здания был заложен в марте 1930 года, 7 апреля начались работы по возведению стального каркаса, которые были завершены 21 ноября 1930 года. Здание было готово 11 апреля 1931 года. Титул высочайшего здания в мире был отобран у небоскрёба Крайслера 19 сентября 1930 года, когда был возведён 85-й этаж стального каркаса. Статистика строительства была изумительна: 10 миллионов штук кирпичей, 1172 мили лифтовых тросов, 2 миллиона футов электрических проводов и 200000 кубических футов камня за 18 месяцев было собрано рабочими, максимальное количество которых достигало 3439, пятеро рабочих скончались за время строительства. Здание в среднем вырастало на четыре с половиной этажа в неделю. В один пиковый момент 14 с половиной этажей было построено за десять дней. Горячие обеды, сэндвичи, напитки и мороженое подавались рабочим на пяти различных уровнях для того, чтобы им не нужно было тратить много времени на спуск вниз. Р. Шрив подытожил: «Простота конструкции, а также её свобода от множества малых и относительно сложных частей помогла сделать возможной самую быструю доставку и возведение стального тоннажа в истории Нью-Йорка». Стальные конструкции для здания доставлялись из Питтсбурга, скорость доставки их была такова, что часто монтировались детали, которые только три дня тому назад скатились с роликов металлургического завода. Из-за того, что в период Великой депрессии цены в стране упали, строительство обошлось 24, 7 миллиона долларов вместо планируемых сорока трёх. Всё в продольно-полосатом фасаде было сконструировано таким образом, чтобы сохранить минимальную его стоимость. Архитекторы беспокоились, что фасад, содержащий 6400 окон, был бы монотонным и скорее выглядел бы как перфорированная оболочка. Их решением было сделать окна на одном уровне с известняковой отделкой фасада, за исключением углублений в межэтажных пространствах под окнами, выделенных к тому же более тёмным отделочным камнем. Кирпичные стены отделаны прекрасным сэйлемским известняком из штата Индиана. «Однотонный цветом и текстурой напоминающий хлеб», как сказал об этом камне писатель-натуралист Скотт Рассел Сэндлерс. Камень крепился непосредственно к балкам металлического каркаса, исключая необходимость в дополнительных уголках и подпорках. Даже сверкающие хромированной сталью металлические полосы, бегущие вверх вдоль фасада подобно вертикальные железнодорожным рельсам монтировались без применения внешних лесов и искусно скрывали стыки между окнами, межоконными пространствами и известняковыми плитами фасада, сократив объём необходимых работ. 73 лифта были готовы открыть свои двери обитателям здания. Желающему подняться на вершину пешком, пришлось бы пройти 1860 шагов. Официальное открытие состоялось 1 мая 1931 года, когда президент Герберт Гувер зажёг огни здания, прямо из Белого Дома в Вашингтоне. В том же году архитекторы, спроектировавшие здание, были удостоены золотых медалей Лиги Архитектуры, Американского Института Архитектуры и Ассоциации Пятого авеню. Доказательством структурной прочности здания является тот факт, что когда 28 июля 1945 года двухмоторный бомбардировщик Б-25 врезался в здание на высоте 79 этажа, убив 14 человек и ранив 26, повреждения здания были ограничены внешними стенами и пожаром внутри. Последствия были довольно скоро устранены, несмотря на то, что один из двигателей самолета пролетел насквозь всё здание. В течение долгих сорока двух лет Эмпайр Стейт господствовало как самое высокое здание в мире, донеся свой рекорд до эпохи реактивных лайнеров и высадки человека на Луну. Смотровую площадку на 86 этаже здания ежегодно посещали до трёх с половиной миллионов человек, что являлось важным источником дохода в годы Великой Депрессии, когда Эмпайр Стейт Билдинг (Empire State Building) было прозвано Empty (то есть пустым) State Building. Здание не вернуло затрат на его возведение вплоть до 1948 года. Эмпайр Стейт Билдинг – очень романтическое и где-то даже глуповатое здание. Фильмы “ King Kong ” и “ Affair To Remember ” – такая же часть его преданий, как и его строительство. «Это ближайшая вещь к небесам, что есть у нас в Нью-Йорке» - говорит Дебора Керр Гэри Гранту. Невероятно, но 16-200-футовый (приблиз. 61 м) этажный шпиль, усиленный рёбрами в виде крыльев, планировался как причальная мачта для швартовки дирижаблей. Сильные ветры сделали эту идею полностью неосуществимой. В действительности, конструкторы здания, очевидно, мало понимали в таких вещах, поскольку изображали пассажиров, выгружавшихся через нос дирижабля, а не из гондолы под ним, как это на самом деле должно было происходить. Романтичность – это то, что до сих пор притягивает публику к зданию: могучие орлы, охраняющие вход с Пятой авеню, имперский вестибюль, облицованный в богатый, с прожилками, лиловый и серый германский мрамор, обтекаемые пологи в стиле модерн над уличными входами. Посетители входят сюда, чтобы узнать архитектуру, с тем же умыслом и с тем же ощущением удивления, которое испытывает каждый при посещении готического собора. Вершина здания была впервые подсвечена белым светом в 1964 году в честь Всемирной ярмарки. Цветная подсветка впервые была использована в 1976 году, во время проведения национальной конвенции Демократической партии. Около трёх дюжин пар обычно совершают здесь обряд бракосочетания на день св. Валентина. Однако здание всегда привлекало не только романтиков. Неординарная высота его с первых же лет существования заинтересовала вещательные компании. Уже 22 декабря 1931 года NBC провела первую экспериментальную трансляцию с телевизионной станции, установленной на вершине Эмпайр Стейт Билдинг. А 1 июля 1941 года Эн-Би-Си начинает коммерческое вещание на 1 телевизионном канале. 27 июля 1950 года мэр Нью-Йорка О’Дуаер (O’Dwayer), председатель Американской Радио Корпорации (RCA) и другие официальные лица заклепали первые заклёпки в основание будущей телевизионной мачты, монтируемой на вершине Эмпайр Стейт Билдинг. 1 декабря мачта высотой в 220 футов (67 м), стоимостью 3 миллиона долларов была запущена в эксплуатацию. Высота здания вместе с антенной составила 449 м. Все девять нью-йоркских телевизионных каналов передавали отсюда свои программы на территорию пяти штатов. Мачта являлась собственностью Эмпайр Стейт Билдинг, но антенны, расположенные на ней принадлежали вещательным компаниям. В начале 90-х после очередной реконструкции мачты, общая высота здания вместе с ней уменьшилась до 443,5 м. В статье использованы материалы книги Эрик П. Нэш "Небоскрёбы Манхеттена". Перепечатка материалов этого сайта разрешена только при наличии ссылки на источник! | |||||||||||||||||||||||