Появление 50-этажных зданий Джозеф Томсон |
Группа небоскрёбов в Даунтауне Нью-Йорка. На переднем плане здание компании Сити Инвестинг на углу Бродвея и Кортландт-Стрит. Над ним возвышается башня здания Зингера шестисот двенадцати футов высотой (186,5 м). |
||||||
|
Лифты «экспресс» и «местные» лифты Следующими приходят технические и строительные проблемы, здесь вновь возникает множество поразительных особенностей этих огромных зданий, не вполне очевидных для того, кто ненароком будет их изучать. Для начала взгляните на лифтовое хозяйство. Его недостаточность может, в конце концов, разрушить успех всего здания. Оно не только должно не отнимать слишком много пространства, сдаваемого в аренду, но ещё и удовлетворять всем запросам арендаторов здания, поскольку не один ньюйоркец не согласится подниматься пешком даже на один лишний пролёт лестницы. Предполагается, что между девятью и одиннадцатью часами утра не менее десяти тысяч человек посещают эти огромные здания. Это означает, что население целого небольшого города должно быть доставлено на соответствующие этажи в течение двух часов. Чтобы достичь этого с величайшей эффективностью и с максимальной экономией полезного пространства, необходима тщательно продуманная система лифтов. Если один лифт будет обслуживать все тридцать-сорок этажей здания, то это явно будет неудовлетворительно. Арендатор офиса на сороковом этаже будет справедливо жаловаться на то, что чтобы добраться до него, ему приходится садиться в кабину, которая должна тридцать девять раз остановиться во время своего пути. Это всё равно, что добираться из Нью-Йорка в Чикаго на пригородном поезде. Сложность состоит в том, чтобы разделить лифты на «местные» и «экспрессы» так, как это делается на железной дороге. К примеру, в типичном нью-йоркском офисном здании тридцати двух этажей существует двадцать два лифта. Семь из них «местные», поднимающиеся с первого до девятого этажа и не выше. Семь других идут «экспрессом», без остановок до девятого этажа и далее, до семнадцатого как «местные». Ещё семь идут «экспрессом» до семнадцатого и далее как «местные» до двадцать пятого. Последний лифт – специальный, служащий для подъёма на последние семь этажей с двадцать пятого до тридцать второго. Кабины каждой группы поднимаются и опускаются в нормальном порядке, в направлении, задаваемом запускающим. Заявлено, что система может обслуживать столь же быстро, сколь они успевают накапливаться у входа с улицы. Другими словами, если всем обитателям будет подан сигнал тревоги, чтобы покинуть здание из соображений безопасности, лифты могли бы опустить их вниз, загружаясь раз за разом, так быстро, что прежде чем пассажиры одной кабины могли достигнуть уровня улицы, пассажиры другой уже выходили через двери.
Защищены ли наши небоскрёбы от пожара? Далее, существует очень важный вопрос защиты от огня. Если пламя будет распространяться снизу вверх, многочисленные обитатели офисов на высоте многих этажей от уровня земли будут, несомненно, находиться в большой опасности. Опыт Сан-Франциско и Балтимора показывает, что обыкновенное «пожарозащищённое» здание с деревянными перекрытиями и отделкой быстро сгорает в большом пожаре. Следовательно, применение дерева и других горючих материалов недопустимо в строительстве современных небоскрёбов. Дверные и оконные рамы из прессованной стали, перекрытия из стальных балок, плит, цемента. Даже там, где необходима видимость отделки деревом, применяется метал с окраской, имитирующей дерево. Для всех паникёров скажем, что высотные офисные здания Нью-Йорка могут противостоять почти любому виду возгорания. Конечно, у арендаторов имеются столы, стулья, ковры и бумага в их офисах. Это может послужить источником пламени, но едва ли сможет подвергнуть опасности всё здание и его окружение. Это правда, что пожарные насосы не в состоянии поднять воду до самых верхних этажей, но каждый этаж здания имеет свои собственные пожарные краны и рукава, питаемые от огромных резервуаров. Если бы каждое здание в даунтауне Нью-Йорка было сделано по образцу современных небоскрёбов, было бы трудно увидеть, как любой силы пожар смог бы возникнуть там. А в худшем случае, все обитатели этих высотных зданий имели бы достаточно времени, чтобы покинуть их, прежде чем разрушающий жар пламени смог бы отрезать их от выхода. Воздействие сильных ветров на высоте – ещё один фактор, который необходимо учитывать. Особенно в сооружениях башенного типа, чья чрезвычайная высота не только оставляет их беззащитными перед сильным напором ветра, но и делает более опасными вибрации. Поэтому архитектор должен таким образом скрепить стальной каркас, чтобы сохранить его жёсткость даже во время самых жестоких бурь, способных посетить Нью-Йорк. Опасность землетрясения сродни опасности урагана и здесь вновь с наглядностью становится очевидным, что стальной небоскрёб безопаснее, чем небольшой дом, сделанный из дерева, кирпича или камня. В Сан-Франциско после землетрясения 18 апреля 1906 года высотные современные офисные здания остались невредимы, в то время, как небольшие кирпичные кирпичные дома и деревянные магазины-прачечные были разрушены. Вывод состоит в том, что безопасность – это скорее вопрос научного подхода к строительству, нежели высоты сооружения. Начало Окончание
Перепечатка материалов этого сайта разрешена только при наличии ссылки на источник! |
|
|||||