www.flatiron.narod.ru
 

Небоскрёб "Утюг" (Flatiron Building)

Пересечение Бродвея, Пятой авеню и 23-ей улицы

Архитектор Дэниэл Бёрнхэм (Daniel H. Burnham)
Строительство завершено в 1902 году.

 

   
 

 

Главная

Здания

Ссылки

Статьи

Глоссарий

Благодарности

E-mail

 


   
Flatiron в процессе строительства (496x600, 100.0 КБ) Flatiron в процессе строительства (467x600, 95.6 КБ) Flatiron в процессе строительства (565x760, 77.6 КБ)

Паровое судно, океанский лайнер был наиболее мощной метафорой начала XX века. Морской, флотский дизайн требовал подчинения формы и внутреннего пространства объекта, исключительно сообразуясь с его функциональным назначением. И это не случайное совпадение, то, что здание Flatiron (Утюг) чрезвычайно напоминает сделанный из камня пароход.

Фото А. Стиглица (297x600, 41.5 КБ)
Фото начала  XX века (854x600, 118.0 КБ)
Открытка начала XX века (370x600, 78.0 КБ)

Американский фотограф-модернист Альфред Стиглиц (Alfred Stieglitz [1864 -1946]), показавший на своих снимках наиболее известные образы здания Флэтайрон, невесомо плывущего над снегом Мэдисон Сквер парка, писал: "Здание как будто двигалось на меня, подобно носу огромного океанского парохода. Это как бы картина новой Америки в процессе её создания". С его волнистой терракотовой отделкой, Флэтайрон, и действительно, как будто выплывает из классического прошлого в грядущую эпоху, эпоху стального небоскрёба. Прекрасный образец небоскрёба, подобно двуликому Янусу, смотрящего назад в прошлое, но, одновременно и предвосхищающего будущее.

Чёрно-белый снимок  в наши дни (601x800, 309.0 КБ) 'Нос' здания (400x600, 63.7 КБ) Фасад со стороны Пятого авеню (415x600, 76.2 КБ)

Первоначально построенное, как штаб-квартира строительной компании Джорджа А. Фуллера (George A. Fuller), здание только в течение короткого срока называлось зданием Фуллера (Fuller Building). Довольно скоро, благодаря своей характерной форме, оно получило прозвище Утюг (Flatiron). Компания Фуллера построила многие известные здания в Нью-Йорке, такие, как вокзал Пенсильвания, отель Плаза, а после Второй Мировой войны, Lever House (1952) и Seagram Building (1958), ставшими, между прочим, одними из первых небоскрёбов со сплошным остеклением фасада. А 21-этажное здание Flatiron, 307 футов (93, 6 м) высотой, было на момент окончания строительства, самым высоким к северу от Уолл-Стрит.

Весьма распространена ошибка, повторяемая во многих источниках, говорящих о том, что небоскрёб Утюг был в то время самым первым зданием со стальным каркасом или самым высоким зданием в мире. Однако, это не так. Например, здание Парк Роу было возведено в 1899 году с применением той же технологии и было более высоким.

Мэдисон Сквер, Метраполитан Лайф и Флэтайрон (948x592, 125.0 КБ)

Фуллер правильно заметил, что Flatiron датирован эпохой, когда "архитекторы всё ещё притворялись, что не существует стали". Но Чикагская архитектурная фирма Дэниэла Х. Бёрнхэма (Daniel H. Burnham) была уже на один шаг впереди других. Бёрнхэм максимально использовал дельтовидный участок для возведения небоскрёба как свободностоящего скульптурного объекта. Но любой созерцатель этого объекта интуитивно чувствует, что стены здания вроде как тонковаты для того, чтобы выдержать его вес. Случайный пешеход помимо собственной воли будет сметён в водоворот движения на острие этой шестифутовой вершины в пересечении Бродвея и Пятой Авеню. Чрезвычайно узкий угол как будто сжимает пространство, заставляя зрителя посмотреть вверх в поисках потерявшегося объёма здания, усиливая для себя ощущение его безграничной высоты.

'Классическая колонна' (353x600, 61.3 КБ) (300x449, 61.3 КБ) 'Пароход?' (472x593, 93.8 КБ)

Иногда называемые "Барокко Бёрнхэма", как будто подёрнутые мелкой рябью, терракотовые стены украшены объёмными изображениями львиных голов, венков и масок. Несомненно, в этом ощущается связь с классическим наследием архитектуры прошлых веков. На уровне четвёртого этажа изображения овальных венков чередуются с таинственными древнегреческими женскими масками. Терракотовые облицовочные блоки украшены глубоким рельефным орнаментом, создающим витиеватую игру света и тени по всей поверхности здания. Глубоко утопленные окна выглядят как тёмные пустоты на поверхности стен.

Терракотовые кружева (800x600, 116.0 КБ) Фасад со стороны Бродвея (600x800, 96.2 КБ)

Выступающие из стен на высоту восьми этажей, выпуклости, относительно редко встречающиеся в Нью-Йоркских офисных зданиях, более характерные для небоскрёбов Чикаго, таких, как Fisher Building, построенный Бёрнхэмом в 1896 году, придают фасаду ритмичность струящейся волны. Терракотовые блоки имеют чёткие горизонтальные границы, усиливая ощущение множества слоёв, расположенных один поверх другого.

Задний фасад (600x800, 97.7 КБ) 'Слоёный пирог' (640x480, 37.1 КБ)  

Флэтайрон является одной из наиболее ярких реализаций высотного здания в виде классической колонны с чётко выделенным основанием, правильно оформленным стволом и орнаментальным завершением в верхней части. Основание, которым могут считаться нижние четыре или пять этажей (из-за того, что первый этаж имеет двойную высоту) отличается массивным рельефом крупных блоков известнякового облицовочного камня. Бёрнхэм оснастил верхнюю часть здания массивным, нависающим зубчатым карнизом. Тот факт, что с определённых углов зрения здание видится как колонна, является удивительной буквальной демонстрацией эссенции свободно стоящей башни.

Классическая колонна (800x600, 39.0 КБ) (600x800, 50.6 КБ)

Форма колонны была результатом для небоскрёба такой высоты, но для высот в 30-40 этажей, которых вскоре достигли здания в Нью-Йорке, тяжёлый классический карниз казался довольно нелепым. Однако Флэтайрон является вполне современным объектом в том смысле, что он требует от смотрящего на него завершения общей картины, поскольку не существует единственного образа этого здания. Его образ зависит от точки обзора, в которой находится наблюдатель в данный момент. Задрав голову вверх, можно увидеть летящий в небе клин, вблизи здание кажется головокружительной стеной, похоже, толщиной своей не превышающее колонну. Сбоку, 190-футовый (58 м) фасад, обращённый к Бродвею, напоминает палаццо почти невообразимой высоты. Массивная стена заостряется подобно носу корабля. Образ здания не постоянен, он резонирует между статикой и движением, даёт ощущение динамизма, предвосхищая собой весь динамичный XX век.

Вид с  Эмпайр Стейт Билдинг (600x800, 76.6 КБ) 452x600, 68.3 КБ)
(800x599, 82.3 КБ)

В статье использованы материалы книги Эрик П. Нэш "Небоскрёбы Манхеттена "

23 Skidoo
Флэтайрон - один из самых популярных небоскрёбов в Нью-Йорке, его образ запечатлён на множестве фотографий, во многих фильмах, с ним связано немало интересных историй и событий. Вскоре после завершения его строительства в 1902 году, обнаружилось, что рядом со зданием часто возникают сильные восходящие воздушные потоки, это явление породило то, что потом назвали "23-skidoo". Вообще-то, в ту пору далеко не каждый отваживался прогуливаться рядом со зданием, поскольку, многие опасались, что оно может упасть на них (и их можно понять, учитывая невероятно тонкий острый угол небоскрёба, обращённый к перекрёстку Бродвея и Пятой авеню).

'Я вижу классные штучки!' (381x600, 37.8 КБ) (525x810, 77.0 КБ) (351x600, 68.8 КБ)

Однако, находились "отважные мужчины", которые буквально "дежурили" рядом с "Утюгом" в ожидании момента, когда воздушным потоком задерёт кверху юбку у кого-нибудь из прогуливающихся поблизости от здания дам, и тогда взору счастливчика откроются прекрасные дамские лодыжки. Вот такие были времена!

23 SkidooСтали возникать даже целые группы таких ценителей женских прелестей. Их-то и прозвали "23-skidoo", по названию улицы, пересекающей Бродвей и Пятое авеню рядом с Флэтайроном. "Skidoo" - это устарелый вариант слова "Scrum!", которое на американском сленге означает "уходить", "сматываться", "проваливать". Именно так, по-видимому, обращались нью-йоркские полисмены к группам зевак мужского пола, слоняющимся поблизости небоскрёба в надежде улицезреть дамские прелести, открытые порывами ветра.

Перепечатка материалов этого сайта разрешена только при наличии ссылки на источник!

         
 


Сайт управляется системой uCoz